Новости

Стресс у детей



Помимо питания, одежды и крыши над головой, самое главное в жизни ребенка – это эмоциональная безопасность. Если у ребенка достаточно эмоциональных связей в первые годы жизни, то он растет психологически здоровым. Что необходимо ребенку? Безопасность и уверенность в том, что его любят.

Эмоциональный стресс – состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.

«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» (Оскальд Уайльд)
Какие факторы вызывают стрессовые ситуации у детей?

Биологические факторы:
- поражения центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы;
- задержка психического развития;
- соматические заболевания.

Психологические факторы:
- эмоциональная чувствительность.

Социальные факторы:
- нарушение адаптации к детскому коллективу;
- неблагополучный микроклимат в семье, условия воспитания ребенка.

Травмирующее воздействие могут оказывать ситуации:
— Связанные с утратой или отсутствием чувства защищенности (жестокость или эмоциональное отвержение в семье, развод, гиперопека, появление нового члена семьи, языковая или культурная отгороженность семьи).
— Вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи (посещение детского сада, госпитализация).
У детей дошкольного возраста могут появиться депрессивные симптомы. Ребенок, утратив имеющееся благополучие или лишившись объекта любви, может переживать чувство беспомощности и пассивного смирения.

Среди соматических симптомов стресса отмечаются:
- расстройства пищевого поведения, кишечные колики, потеря массы тела, энурез, энкопрез, головные боли, тики и др.
- нарушения поведения, замещающие расстройства настроения (отказ от участия в живых эмоциональных играх, затруднения при концентрации внимания в процессе занятий, ухудшение усвоения знаний, стремление к уединению или, наоборот, в поисках поддержки нежелание покинуть общество взрослого, легкое вступление в ссоры, аутоагрессия, появление таких вредных привычек, как сосание пальцев, откусывание ногтей и др).
У детей дошкольного возраста наблюдается раздражительность, плаксивость, аффективные вспышки, апатия, страхи, а также нарушения интеллектуального и речевого развития.

Рекомендации для родителей и педагогов:
Учите детей находить адекватные, ориентированные на нравственные ценности, способы взаимодействия с окружающим миром.
2. Создавайте ситуации успеха, с помощью которых ребенок сможет поверить в себя.

3. Давайте ребенку посильные задания, не требуя выполнения слишком сложного для него поручения.

4. Ставьте перед ребенком реальные и определенные цели (лучше учиться, выполнять правила поведения, вовремя делать уроки и др.)

5. Позвольте ребенку быть самостоятельным.

6. Играйте вместе с ребенком: игровые методы работы с предметами, игрушками формируют более тесный эмоциональный контакт.

7. Применяйте психотерапевтические методы: сказкотерапия, песочная терапия, арт-терапия.

8. Помните, что улучшению самочувствия ребенка способствует тактильный контакт как элемент телесной терапии: обнять, погладить, успокоить и т.д.

9. Заботьтесь о физическом и психическом здоровье ребенка. При необходимости обращайтесь к специалистам: врачу-педиатру, психотерапевту, психологу.

10. Помните, что умение противостоять стрессам – одно из условий душевного благополучия ребенка.

Обратная связь

Ваше имя Телефон E-mail Сообщение
Отправлено

Задать вопрос врачу

Ваше имя Телефон E-mail Вопрос
Отправлено